Укладка бортового камня технология
Zodchi42.ru

Строительный портал

Укладка бортового камня технология

Установка бордюров своими руками

При устройстве клумб и дорожек, оформления двора или придомовой территории, часто требуется установить разделители. Чаще всего для этого используют бордюры (называются еще поребрики). Причем установка бордюра не настолько сложная чтобы обязательно приглашать бригаду. Вполне можно справиться своими руками. Во всяком случае, с помощниками.

Назначение и виды бордюрных камей

Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.

Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей

Они выполняют сразу несколько функций:

  • служат для визуального оформления дорожек;
  • перераспределяют нагрузку;
  • защищают дорожки от вымывания и разрушения.

Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.

Разные цвета, размеры и сечения

Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Типы бордюрных камней для отделения дорожек

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Размеры

Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.

Размеры бывают разными

По высоте бордюрный камень может быть:

  • 300 мм — для отделения тротуара от проезжей части;
  • 200 мм, 180 и 150 мм — для дорожек.

По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

Установка бордюра: схема

Проведение работ по установке бордюров и поребриков

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Как правильно установить бордюр

Технология укладки покрытия дорожек, приусадебных участков, аллей предусматривает использование бордюра. Этот конструкционный элемент обеспечивает сохранность полотна, выложенного тротуарной плиткой и брусчаткой, создает разграничение между проезжей и пешеходной частью, выполняет эстетическую функцию. Перед установкой проводятся подготовительные работы, связанные с обустройством основания, от качества которого зависит эксплуатационный срок полотна.

Виды бортового камня

Конструкционный элемент этого типа производится в соответствии с установленными нормами. В зависимости от способа укладки и технических параметров различают поребрик и бордюр. Бортовой камень изготовляется из различных материалов. В производстве используется метод полусухого прессования, который обеспечивает длительность эксплуатации.
Строительная конструкция используется для обустройства территории, дорог. Для обозначения границ пешеходных зон, газонов устанавливают поребрик. Исключить вероятность заезда автомобиля на пешеходную зону можно с помощью бордюра.

Бетонное изделие защищает край покрытия от разрушения, укрепляет уложенное полотно, выполняет декоративную функцию. В зависимости от сферы применения различают бордюр для дорожного строительства. Конструкция этого типа используется для ограждения проезжей части от газона, могут выполнять функцию отвода воды.

Разновидностью дорожных бордюров являются магистральные конструкции, которые используются на трассах большой протяженности. Такие элементы отличаются высокой прочностью, массивностью. Тротуарные (садовые) бордюры используются для декоративного оформления ландшафта, зонирования территории. Изделия этого типа выполняются в различных цветовых решениях.
Сфера применения бордюров определяет технические и эксплуатационные параметры. Главными требованиями к конструкции являются долговечность и устойчивость к нагрузкам. Параметры бордюров регламентируются государственным стандартом. Технические характеристики бордюров зависят от класса бетона, для которого рассчитываются показатели прочности при сжатии и растяжении.
Бордюры могут изготавливаться из тяжелого или мелкозернистого состава. Выбор технологии производства зависит от длины бордюра. Для бортового камня длиной 3м, 6м дополнительно используется армирование. В зависимости от типа изделий различают:

  • прямые рядовые и с расширением;
  • прямые изделия с прерывистым расширением, лотком;
  • криволинейные.

Каждый тип изделия имеет маркировку, которая указывает на назначение бортового камня, область применения. Стоимость изделий этого типа зависит от технически характеристик. На строительном рынке представлен широкий ассортимент продукции различной формы, поперечного сечения, цвета.

Что нужно подготовить до начала выполнения работ

Использование поребриков для обустройства жесткого короба обеспечивает сохранность полотна, уложенного из фигурных элементов мощения (ФЭМ). В отличие от заливки конструкций этого типа на месте монтажа, применение готового конструкционного элемента сокращает время на обустройство.
Изделия этого типа, изготовленные методом полусухого вибрационного прессования, отличаются большей прочностью, чем залитая в формы бетонная смесь. Чтобы обеспечить качественную укладку борта, потребуются инструменты:

  • совковая и штыковая лопата для подготовки основания;
  • мастерок для разравнивания смеси, заделки стыков;
  • бетономешалка;
  • уровень для выставления элементов;
  • молоток с резиновой насадкой для корректировки расположения бордюра;
  • установка для работы по камню;
  • металлический молоток.

Для укладки потребуется:

Перед началом работ рекомендуется определить тип грунта, на который будет устанавливаться ограничительный элемент. На почвах, склонных к пучению, бортовой камень нужно класть на подсыпку из песка, который обеспечивает дренаж поверхностных вод.

Порядок выполнения работ

Перед тем, как установить бордюр своими руками, закладывают траншею. Технология монтажа конструкционного элемента предусматривает обустройство щебеночного и песчано-цементного основания, подушки из бетона. Выбор варианта зависит от требований, предъявляемых к конструкции.
Установка бордюра включает подготовительный этап работ, который состоит из разметки линии прокладки, определения глубины монтажа. Земляные работы включают планировку поверхности и устройство траншей. В зависимости от выбранного способа монтажа укладывают основание. После укладки конструкционных элементов их закрепляют и заделывают стыки.

Чтобы точно выставить камни, используют шнур, который натягивается между кольями. Глубина траншеи зависит от размеров бортового элемента и расчетной высоты над уровнем уложенного полотна.

На въездах конструкционный элемент укладывается на большую глубину, при обустройстве дорожного бордюра уступ равен высоте камня. Размер траншеи при закладке должен быть равен ширине бордюра с добавлением 5-7 см. Для дорожного элемента закладывается большая траншея.

Основание под установку камня

Подложку из щебенки укладывают на слой песка, который уплотняют водой. Сверху укладывают щебень мелкой фракции, утрамбовывают и монтируют бордюр. Эта технология отличается простотой укладки, ее рекомендуется применять для ограничения тротуарного покрытия, садовых дорожек.

При укладке используется смесь песка и цемента, которая равномерно распределяется по траншее, выравнивается, уплотняется; сверху устанавливается камень. Обустройство с использованием 3-слойной технологии подготовки основания считается затратным, но отличается прочностью и долговечностью.

Этот метод предусматривает дополнительный монтаж системы дренажа. В процессе обустройства перед заливкой бетоном на дно траншеи укладывается песок, затем щебень. Каждый шар тщательно уплотняется с использованием воды, утрамбовывается. Сверху располагают готовый бетон.
Ограничивающий элемент укладывается на свежую приготовленную смесь. При использовании этого типа монтажа толщина основания превышает высоту бортового камня.

Установка камней на подготовленное основание

Монтаж на готовую основу предусматривает контроль высоты. Отклонения от разметки не должны превышать 3-4 мм. При установке внешняя линия должна быть ровной по всей длине. Между элементами допускается расстояние 5 мм. Монтаж должен учитывать радиус кривизны.
Тяжелый бордюр укладывают при помощи клещей или строп. После установки на подготовленное основание конструкционный элемент укрепляют бетоном. При обустройстве территории по периметру протягивают цветной шнур для контроля линии верхнего края.
Первый камень укладывают вдоль траншеи на край выемки. При укладке на бетонную смесь на щебеночное основание насыпают раствор. Для регулировки ровности используют строительный уровень. Посадка и выравнивание проводится с помощью резиновой или деревянной киянки.

При использовании металлических молотков на месте удара подкладывают прокладку из дерева, чтобы исключить повреждение поверхности элементов кладки. Для подрезки бордюра используют специальный инструмент, оснащенный алмазным кругом. После установки ограничивающие элементы фиксируются с обеих сторон бетоном или щебнем.

В заключение

Качественная укладка покрытия исключает ремонт полотна. При этом важным элементом обустройства служит бордюр, который ограничивает покрытия и сохраняет целостность. Установка борта требует выполнения подготовительных работ с учетом специфики территории.

Бордюры – достойная окантовка и защита для дорожек

Бордюры для садовых дорожек не только последний штрих, венчающий оформление территории, но и необходимость – они сдерживают края от расползания, предотвращают попадание грунта на полотно и зарастание травой. Кроме того, бордюрами оформляют клумбы и зонируют пространство участка в соответствии с идеей дизайна. Как и дорожки, бордюры делают из самых разных материалов – это могут быть покупные ограждения и самодельные, на любой вкус и кошелек. Среди пользователей портала FORUMHOUSE в ходу бордюры разных типов.

Разновидности

Хотя практическая функция бордюра несомненно важна, он должен быть и декоративным, чтобы подчеркнуть достоинства дорожки, а не испортить вид. При выборе типа ограждения учитывают и рельеф местности, и материал, из которого изготовлено полотно дорожки. Есть универсальные категории бордюров, сочетающиеся со многими покрытиями и зонами, другие же предназначены для конкретных условий применения.

Пластиковые

Отливаются из прочного, рассчитанного на внешние воздействия пластика. Легкие, простые в монтаже, долговечные ограждения. Обычно не несут декоративной нагрузки – они не выступают за контуры покрытия после монтажа и выполняют чисто практические задачи, сдерживая полотно от расползания и предотвращая прорастание травостоя с боков. Монтируются без применения бетонных растворов, посредством заглубляемых в землю якорных штифтов, что значительно упрощает и ускоряет процесс сборки. Благодаря гибкости материала, легко принимают изогнутые формы, четко повторяя контур дорожки самой сложной геометрии. Пластиковый бордюр лаконично дополнит дорожку из кладочных материалов, но не подойдет для покрытий из щебня или гравия – сыпучие материалы без бортика по краям постепенно растянутся, и дорожка потеряет четкость границ. Выпускаются и высокие пластиковые бордюры в виде монолитной или фигурной ленты, но они, в основном, применяются для клумб.

Каменные

Выкладываются из кирпича, известняка, ракушечника, валунов, блочных разновидностей. В зависимости от способа укладки, кирпич может использоваться как целый (продольно, на ребро), так и отходы от строительства (уголок). Для бордюра из кирпича выбирают облицовочную разновидность с минимальным влагопоглощением и повышенной морозостойкостью и прочностью.

Каменный бордюр нуждается в прочном цементном основании, а при наличии нескольких рядов, все швы полностью заполняются раствором и затираются. Исключение делается для крупного натурального камня, он укладывается на дренажную подушку, и швы раствором не заделываются. Большой вес камней гарантирует им статичное положение, а влага будет стекать и впитываться в почву.

Разметку под бордюры для прямых дорожек делают с помощью шнура и колышков, при изогнутой форме проще воспользоваться садовым шлангом. Под основание снимается плодородный слой, выкапывается траншея, глубина зависит от высоты бордюра с учетом дренажной подушки из песка и щебня, на которую заливается цементный раствор. Бордюр выкладывается на раствор через несколько дней, когда фундамент схватится.

У форумчан востребованы «бюджетные» каменные бордюры из валунов, собранных в округе и оставшихся от стройки газобетонных блоков.

C работы натаскал приличное количество валунов, гальки – от громадных, весом под 50 кг, до размера кулака, хочу сделать из них поребрики по двору, а дальше замостить тротуарной плиткой. Грунт – в полтора штыка земля, потом глина, технологию монтажа вижу следующую:

  • Разметка участка.
  • Снять плодородный слой.
  • Геотекстиль.
  • Шебень, утрамбовать.
  • Геотекстиль.
  • Песок, утрамбовать.
  • Хлыст арматуры (не знаю надо или нет).
  • Раствор бетона самодельный 3/19.

Камни один на другой с заполнением швов раствором.

Хочу бордюр сделать из газобетона, чтобы не впитывал воду и не разрушался под землей, думаю покрыть какой-нибудь защитной пропиткой.

Вместо пропитки форумчане посоветовали использовать жидкий цементный раствор, консистенцией напоминающий масляную краску, но замешивать на дистиллированной или дождевой воде.

Бетонный бордюрный камень

Железобетонные изделия, обычно прямоугольной формы, с прямым, закругленным или скошенным верхом, выпускаются в большом размерном диапазоне, начиная длиной от 30 см. Чаще всего используются для оформления прямых дорожек. Если полотно изгибается или закругляется, сегменты придется подрезать под углом, чтобы обеспечить плотное прилегание друг к другу. Так как монолит достаточно тяжелый, необходимо прочное основание. Если бордюры укладываются в процессе создания дорожки, сначала выполняют их установку с учетом будущей высоты покрытия, но возможен и последующий монтаж с целью укрепления разъезжающегося полотна. В этом случае траншея выкапывается вплотную к дорожке, глубина зависит от высоты бордюра и покрытия, на дне должна получиться песочно-щебневая или щебневая утрамбованная подушка слоем 10-15 см, поверх – слой густого цементного раствора, на который монтируются камни.

Форумчанин Аникей выбрал для оформления участка дизайнерский проект с радиальными дорожками и бетонным бордюрным камнем, поэтому при укладке пришлось повозиться.

Бордюрный камень прямой, а дорожки радиусные, края камня надо будет подрезать так, чтобы зазор между соседними камнями был одинаковый. Сначала я не собирался заморачиваться с этим – швы можно и цементом замазать, но потом посмотрел ролик, и плавные линии плоского бордюра натолкнули на необходимость прирезки.

Аникей использует камнерезный станок, а нужный угол вычисляет путем примерки с помощью электронного угломера.

Заливные бордюры

В зависимости от способа изготовления, бывают двух видов – монолитные, заливаемые в опалубку на месте установки, и формовочные – заливаемые в самодельные или покупные формы и в дальнейшем монтируемые в нужных местах. Опалубку сколачивают из древесины, фанеры или других плитных материалов, иногда используют листы железа. Чтобы избежать появления ржавчины на поверхности застывшего бетона, прямого контакта железа и раствора не допускают. Применение гибких листовых материалов позволяет отливать монолит изогнутых и округлых форм, тогда как деревянная опалубка традиционно сколачивается для прямых конструкций.

Как и при установке бордюрных камней, для монолита выкапывается траншея, на дно засыпается слой песка и гравия, тщательно утрамбовывается. По ширине траншею выкапывают с учетом толщины опалубки, глубина составляет третью часть от высоты бордюра. Использование арматуры при заливке упрочняет изделие, предупреждая от растрескивания в результате пучения грунта в зимний период. Чтобы создать защитный слой, арматуру укладывают не на подушку, а выставляют на готовые или самодельные подставки. С внешней средой будет контактировать слой бетона, что убережет металл от преждевременной коррозии. После установки арматуры опалубка заполняется раствором, поверхность разглаживается и защищается от прямого солнца. Монолит «доходит» за 5-7 дней. После демонтажа опалубки его можно окрашивать, белить или украшать. При возведении опорных стенок на местности с разноуровневым рельефом именно бетонную заливку в опалубку используют чаще всего, в последствие стены облицовывают.

Для заливки отдельных элементов применяют готовые формы разных видов, бывают прямоугольные и фигурные, чтобы получить эксклюзив, можно использовать подручные емкости. Длинный ровный бордюр получится при заливке раствором металлического швеллера. Если перегородить форму посредине, получится два бордюра. Стенки и дно тщательно зачищают от ржавчины, укладывается пленка, края закупориваются. Как и в опалубку, закладывается арматура. После , для повышения прочности и долговечности, заливается раствор, для заполнения пустот слегка постукивают по швеллеру. Если стояла сухая погода в районе двадцати градусов тепла, бордюр извлекают через несколько дней на ровное место.

Форумчанин Denisov подсмотрел у своего знакомого способ отливки бордюров в использованные плафоны от люминесцентных уличных ламп.

Для изготовления бордюра интерес представляет только корпус светильника – отражатель. Размером в длину около метра, шириной сантиметров 20, с загнутыми краями и небольшими отверстиями для проводов. Окрашен обычно в белый цвет, для лучшего отражения света. Технология простая:

  • Смазать форму отработанным машинным маслом изнутри.
  • Вырезать кусок арматурной сетки и уложить в форму так, чтобы из узких концов выступали наружу прутья сетки ( 5см ).
  • Залить форму бетоном на базе мелкого щебня или другого подходящего строительного мусора.
  • После застывания вытряхнуть получившийся бордюрчик из формы.

К моему удивлению, у получившегося изделия была даже своеобразная эстетика, то есть он не страшный на вид.

Деревянные

Деревянными бордюрами оформляют деревянные же дорожки или клумбы. Частокол из разнокалиберных или одинаковых колышков подчеркнет красоту альпийской горки или тропинки, сделанной из спилов. Сами спилы небольшого диаметра тоже часто используют в качестве бордюра. В отличие от каменных и бетонных разновидностей, деревянные бордюры не требуют бетонного основания, достаточно дренажного слоя и засыпки землей, гравием или песком. Обязательное условие – предварительная пропитка древесины защитными составами.

Из подручных средств

Пластиковые и стеклянные бутылки, волновой и плоский шифер, ивовый плетень, отрезы металлопрофиля и многое другое – на бордюр идут любые подручные материалы. Однако долговечность и практичность подобных ограждений существенно уступает традиционным каменным или бетонным вариантам. Тем не менее, и эти конструкции пользуются популярностью и востребованы, когда декоративная составляющая на первом месте.

Покупной или самодельный, бетонный, кирпичный или каменный, высокий или вровень с дорожкой, главное – бордюр должен стать последним штрихом, завершающим общую картину.

Чтобы не только дорожки с бордюрами стали украшением участка, научитесь формировать кроны деревьев, а поможет в этом статья о елке в форме кубика. Какие розы посадить вдоль бордюра или подпорной стенки, узнайте из материала о выборе роз для участка. Какую роль играют подпорные стенки в ландшафтном дизайне, расскажет наше видео.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте.

В технологической карте предусмотрена установка железобетонных бортовых камней длиной 3 м марки П6 по ГОСТ 6665-74 «Камни бортовые бетонные и железобетонные».

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

При установке бортовых камней выполняют следующие основные работы (рис. 1):

устройство земляного ящика;

устройство песчаного слоя;

установку бортовых камней;

заполнение швов цементным раствором;

Устройство земляного ящика

Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

1 – автогрейдер; 2 – песок; 3 – разложенные камни; 4 – автокран; 5 – установленные бортовые камни

Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

1 – отвал автогрейдера; 2 – нож; 3 – дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 – болты М12

По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

Устройство песчаного слоя

Выравнивающий слой устраивают из песка или гравийно-песчаной смеси толщиной 10 см. Песок доставляют автомобилями-самосвалами и сгружают на проезжей части у земляного ящика в 5-6 местах, автогрейдером сдвигают песок в земляной ящик и распределяют равномерным слоем.

Песчаный слой окончательно планируют вручную под рейку и утрамбовывают ручной трамбовкой. Толщину слоя контролируют шаблоном от головки штыря. После устройства песчаного слоя прилегающую грань бетонного покрытия смазывают жидким битумом.

Установка бортовых камней

Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.

При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы его подошва была на 10-15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют положение стыков по высоте: на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ или верх камня не совпадает с линией шнура (проволоки), камень поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают песок либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и устанавливают на место.

С одной стоянки автокрана устанавливают два камня, после чего автокран перемещают на следующую. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.

Для обеспечения на стыках камней одинаковых зазоров (6-8 мм) пользуются фиксатором зазоров – Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий камень устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного камня.

После установки бортовых камней на участке в 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в проектное положение.

Заполнение швов цементным раствором

Швы на стыках камней заполняют цементным раствором состава 1:2 из цемента марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на месте работ.

Швы заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После того, как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.

Через 30-42 м устраивают шов расширения, в который вставляют строганую обрезанную по профилю бортового камня доску толщиной 15-20 мм.

Монтажные петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают книзу.

Пазухи земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают грунтом при помощи автогрейдера и уплотняют деревянной трамбовкой. Пазухи между бортовыми камнями и бетонным покрытием заполняют цементным раствором, а между бортовыми камнями и асфальтобетонными покрытиями – асфальтобетонной смесью.

Указания по качеству работ

Качество бортовых камней должно удовлетворять требованиям ГОСТ 6665-74.

При операционном контроле качества работ руководствоваться картой операционного контроля качества работ (раздел VIII).

Указания по технике безопасности

Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в сторону.

В остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1978.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На участке работ намечают две сменные захватки:

на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

на установку железобетонных бортовых камней.

Выполняет работу бригада в составе:

машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1, 3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и землекопов 2 разр.-2.

Для кратковременной работы по рытью земляного ящика, распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

В процессе работы бригада делится на два звена.

Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника) и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. – такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.

Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр. занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.

Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера, инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера. В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в кладовую.

На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой водой.

IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО УСТАНОВКЕ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ ДЛИНОЙ 3 м АВТОКРАНОМ (НА 210 м В СМЕНУ)

Примечания: I. Цифрами над линиями указано количество рабочих, занятых в операции, цифрами под линиями – продолжительность операции в минутах.

2. В трудоемкость включено время для отдыха рабочих в течение смены.

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТАНОВКУ 210 м БОРТОВОГО КАМНЯ

Укладка бордюра своими руками

Бордюр – это неотъемлемый элемент в формировании дорожек. Укладка бордюра своими руками не очень сложная и не предполагает наличие специальных навыков. Используя подсказки и советы, можно с легкостью выполнить укладку бордюра самостоятельно без привлечения специалистов.

Классификация бордюров

Сегодня на выбор предлагается широкий ассортимент бордюров. Основные их отличия заключаются в конфигурации и размерах, они также делятся по назначению. Технология установки бордюров в зависимости от назначения мало чем отличается между собой. Благодаря этому укладка бордюра своими руками может быть выполнена без дополнительных навыков и мастерства.

Бордюры бывают следующих видов:

  • Дорожный;
  • Газонный;
  • Садовый или бордюрный камень;
  • Бордюры из зеленых насаждений.

Материал для изготовления может использоваться самый разнообразный, это может быть металл, бетон, пластик, дерево, ракушечник, гранит, кирпич. При создании ландшафтного дизайна помимо стандартных вариантов могут быть использованы зеленые насаждения, применяемые в качестве ограждений.

Первоначальное назначение бордюра — это ограждение дороги, а также разграничение различных зон и участков дороги, которые отличаются по назначению и функциональности, например, разграничивались проезжая часть и тротуар. Дорожные бордюры используются для отделения остановок, стоянок и других участков. Самый распространенный материал для изготовления данного вида бордюра – бетон, отличаются они только размерами.

Газонный бордюр — это небольшой высоты ограждение, которое используется для разметки края садовой дорожки, клумбы, участка. Его основная задача заключается в удержании газонного грунта от расползания. С применением газонного ограждения значительно упрощается процесс ухода и облагораживания садового участка. Такие бордюры обычно имеют небольшую толщину, их размеры могут варьироваться.

Садовый вид бордюра препятствует расползанию садовой травы на участках, где ее наличие нежелательно. Также он служит разделителем участка на различные зоны. Благодаря красивому внешнему виду он является своеобразным элементом декора садового участка.

Бордюры из насаждений выглядят достаточно красиво, но требуют тщательного и сложного ухода, в связи с чем используется в ландшафтном дизайне не так активно, как предыдущие варианты.

Укладка бордюра своими руками. Инструкция

Когда осуществляется укладка бордюра своими руками, особенно если вы впервые столкнулись с подобной задачей, необходимо соблюдать специальную технологию и следовать инструкциям. Особой сложности в этом процессе нет, однако, не стоит пренебрегать ни одним из обязательных шагов по укладке. Рассмотрим более детально технологию укладки бордюрного камня.

  1. Первый шаг, и один из самых важных, это правильно выбрать место для будущей укладки и провести качественную разметку. Для разметки удобно использовать нить, которую необходимо натянуть от колышка до колышка в месте, где планируется укладка бордюра. Если функцией бордюра будет разделение дорожек, то стоит предусмотреть специальный уклон для стока воды. Также важно правильно учитывать высоту.
  2. Второй шаг. Выкапывание траншеи. Глубина траншеи напрямую зависит от высоты бордюра до нити, а также от толщины цементной подушки, на которой будет располагаться непосредственно бордюрный камень. Ширина траншеи должна быть оптимальной, то есть она должна вмещать бордюр и при этом иметь небольшой запас с каждой стороны для комфортного проведения строительных работ. К примеру, если высота камня равняется 25 сантиметров, а его ширина 10 сантиметров, то с учетом подушки в 3 сантиметра необходимо будет выкопать траншею глубиной 28 сантиметров и шириной 12 сантиметров. Обратите внимание, что выкапывая траншею, лучше все же предусмотреть некоторые припуски, так как лишнее пространство всегда можно заполнить, а вот, если высоты вдруг будет недостаточно, то всю работу придется проводить заново.
  3. Третий шаг. Подготовка основания. Очень важно тщательно сформировать цементную подушку, она должна быть ровной, это один из важных моментов качественного бордюра, который будет служить долгое время. Для выравнивания подушки используется правило и маяки. Маяками могут служить небольшие, длиной 10-20 сантиметров и шириной 3-5 сантиметра, деревянные брусочки. Эти бруски необходимо разместить на дне траншеи, залить их песчано-цементной смесью, после чего выровнять слой и извлечь бруски, а свободные участки заполнить оставшейся смесью.
  4. Четвертый шаг. Переходим к установке бордюра. При установке каждого элемента важно качественно выровнять каждый из них. Для выравнивания применяется резиновый молоточек, чтобы не повредить целостность камня. Стоит также учитывать, что камень может немного покоситься, поэтому для выравнивания следует применять уровень. Следуя такому алгоритму действий необходимо укладывать все камни бордюра один за одним.
  5. Пятый шаг. После установки нескольких камней бордюра необходимо зафиксировать его основание, чтобы под тяжестью камней линия не покосилась. С этой целью необходимо перейти вновь к первому камню и залить его небольшим количеством цементно-песчаного раствора, в соотношении один к трем, смесь необходимо набрасывать на камень, как бы приклеивать. Изначально накидываем небольшие кусочки смеси на камень. А в завершении формируем стоп-уголок в 45 градусов, который будет служить фиксатором и увеличит площадь опоры.
  6. Шестой шаг. Завершение. Последним этапом является выравнивание бордюра. Одиночный бордюр выравнивает под уровень грунта, он прикапывается землей и разравнивается. Если бордюр граничит с дорожкой, то необходимо выровнять само основание под укладку плитки. Какая бы не предстояла дальнейшая отделка промежутки между бордюром и краем траншеи, необходимо тщательно засыпать предпочитаемым материалом или же по просту залить их цементной смесью. Вот и все, установка бордюра завершена. Более детально можно ознакомиться с тем, как выполняется укладка бордюра своими руками в ниже представленном видео.

Полезные советы

Важно. При выборе бордюрного камня стоит обратить особое внимание на его тип: односторонний или двухсторонний. Так, первый рационально использовать при дальнейшем мощении плиткой. Если же предполагается, что дорожка будет граничить с газоном, то предпочтение следует отдавать второму варианту — двустороннему камню.

Также необходимо заранее подготовить нужные инструменты, чтобы в ответный момент не оказаться без нужного инвентаря. Для укладки бордюра понадобится следующий набор инструментов:

  • мастерок,
  • лопата,
  • резиновый молоток,
  • леска или веревка,
  • строительный уровень,
  • ёмкость для смешивания раствора,
  • трамбовка,
  • захват для камня.

Все работы по укладке бордюра не такие сложные, как кажется изначально. Необходимо всего лишь следовать инструкциям, не нарушая технологии, проводить все этапы, и тогда ваша работа будет долгое время радовать вас. Также важно соблюдать пропорции и придерживаться расчетов. Не бойтесь начинать что-то новое и делать то, что никогда не делали. Экспериментируйте, воплощайте в жизнь свои самые смелые идеи, все в ваших руках, и все обязательно получится!

Читать еще:  Межэтажное перекрытие из пеноблоков
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector