Как правильно установить задвижку в кирпичной печи?
Zodchi42.ru

Строительный портал

Как правильно установить задвижку в кирпичной печи?

Задвижка в печной трубе

Задвижка печная относится к категории запорной арматуры, монтируемой в вытяжной воздуховод отопительного прибора.

Конструкция задвижки для дымоходного канала напоминает обычный затвор рамочного типа. Причем требования относительно герметичности и прочности устройства остаются неизменными.

Конструкция печной задвижки

Как и любая другая запорная арматура, задвижка для дымоходного канала состоит из трех элементов:

  • Корпуса устройства – чугунной (реже – стальной) рамы с направляющими пазами в боковых гранях.
  • Запорного элемента – щитовой заслонки, которая движется в пазах корпуса и герметизирует дымоходный канал.
  • Управляющего механизма – обычной рукояти, встраиваемой в щитовую заслонку. Простота конструкции управляющего узла объясняется тем, что, в большинстве случаев, задвижка в печной трубе управляется вручную.

Форма задвижки определяется формой дымоходного канала. То есть, корпус запорной арматуры должен совпадать с профилем воздуховода. Ориентируясь на данный параметр, производители задвижек выпускают прямоугольные, квадратные и круглые корпуса задвижек.

Прямоугольные задвижки

Прямоугольный вариант может выпускаться и в виде достаточно габаритной задвижки, длина заслонки которой равняется не менее 600 миллиметров. Такую арматуру монтируют в дымоходных каналах над камином, барбекю или русской печью. То есть, габаритная задвижка перекрывает поток в воздуховодах от крупногабаритных топок.

Минимальные размеры печной задвижки равны 13х13 сантиметров, а максимальные – определяются потребностями потребителя. Причем самой большой популярностью пользуются задвижки с габаритами 26 на 13 сантиметров – именно такой размер дымоходного канала имеет типовая печная труба жилого дома.

Следует заметить, что с помощью квадратных и прямоугольных задвижек можно не только перекрыть воздухообмен в трубе, но и отрегулировать тягу дымохода, корректируя пропускную способность канала.

Для этого нужно просто задвинуть заслонку в раму не до конца и, постепенно оттягивая рукоять на себя, добиться равномерного горения в топке.

Особенности конструкции вьюшки

Круглую форму рамы задвижки можно увидеть лишь у вьюшки – особой задвижки, устройство которой отличается от типового варианта.

Этот вариант запорной арматуры устроен следующим образом:

  • Корпус вьюшки представляет собой квадратную или округлую плиту с отверстием круглой формы.
  • Запорный элемент вьюшки выполнен в виде диска. Диск накрывает отверстие в корпусе, останавливая, тем самым, воздухообмен в дымоходе.
  • Органы управления выполнены в виде рукояти, вмонтированной в центр дисковой заслонки.

В итоге, вьюшку можно использовать только в качестве запорного элемента. Регулировка воздухообмена с помощью вьюшки попросту неудобна: ведь разогретую «выхлопными» газами дисковую заслонку нужно снимать с пропускного отверстия руками. Поэтому вьюшку используют в роли дополнительной заслонки, открываемой перед розжигом печи и закрываемой после полного сгорания топлива.

Читать еще:  Закладные в кирпичные столбы для забора

Установка печной задвижки в дымоходный канал

Квадратные и круглые задвижки монтируются в канал печного дымохода непосредственно в процессе строительства.

Сам процесс выглядит следующим образом:

  • На определенном этапе возведения трубы, поверх слоя кирпичной кладки, монтируют раму задвижки. Причем к отверстиям в уголках корпуса рамы можно закрепить проволоку, которую пропускают в тело кладки.
  • Далее, поверх проволоки и рамы накладывается скрепляющий раствор, толщиной не менее 1 сантиметра, на который укладывают следующий ряд кирпичей.

Следует отметить, что типовая задвижка печная чугунная прямоугольной формы запирается щитовой заслонкой, пропускаемой сквозь щель в корпусе рамы. Этот элемент можно установить и после монтажа рамы задвижки, и в процессе монтирования запорной арматуры в кладку. Заслонка вьюшки открывается и закрывается вручную, как обычная крышка.

Поэтому над корпусом рамы вьюшки необходимо вмонтировать особую печную дверцу, открыв которую, можно «управлять» крышкой.

Особенности эксплуатации заслонок

Процесс эксплуатации запорных элементов печной трубы связан с определенным риском: ведь если закрыть задвижку во время горения топлива, то угарный газ и продукты горения пойдут в жилое помещение.

Поэтому использование задвижек для дымохода должно подчиняться следующим правилам техники безопасности:

  • Во-первых, задвижку не стоит запирать до конца, не смотря на возможную утечку теплого воздуха сквозь дымоход. Ведь безопасность превыше экономии.
  • Во-вторых, если потребность в герметизации воздуховода все же возникла, такое действие должно быть организовано только после полного сгорания топлива. Наличие углей не является признаком полного сгорания — в топке должна остаться только зола.
  • В-третьих, во избежание утечек тепла сквозь печной дымоход, заслонка воздуховода должна закрываться только в паре с дверцей приточной камеры (поддувала).

Сайт печника

О печной задвижке – доводка, полезные размышления

Один из самых важных узлов в печи это задвижка основной дымовой трубы, устанавливаемая перед трубой, после того как закончились дымовые каналы конвективной системы кирпичной печи. Сегодня на рынке представлено большое многообразие их конструкций, появились так же и поворотные, заморские, которые по праву нравятся очень многим пользователям. Однако не выходит из моды и классика отечественного производства – самый распространенный вид чугунной задвижки, состоящая из рамки и «язычка». На фотографии вы сразу узнаете ее, не выходящую из моды модель, она присутствует в большинстве печей и всем знакома с детства. Печники занимающиеся ремонтом печей, бывает так же сталкиваются с такой проблемой, как заклинивание задвижки — характерно для старых печей. Это тоже прекрасный повод её не только поменять, но и доработать по уму, как говорится.

Несмотря на всю отработанность и предельную простоту ее конструкции, не меняющуюся десятилетиями, ее также можно доработать, а иногда это даже необходимо. Сегодня я не буду рассматривать случай, когда она находится в глубине массива (тела) печи, а расскажу о небольшой доработке, когда она устанавливается в непосредственной близи к дымовому каналу – в начале дымовой трубы. На фотографии начало трубы имеет сечение – так называемый «пятерик» – в один целый кирпич: 250 х 120 (без учета толщины кладочных швов). Иногда печники ставят на язычок фиксатор, что бы исключить случайное вынимание её пользователем – это разумно, когда она находится в глубине кладки, но на мой, исключительно субъективный взгляд, излишне в последнем варианте. Однако, для того, что бы хозяину было понятно, до какой степени ее надо выдвигать и при этом понимать, что дымовой канал печной трубы полностью открыт, можно, предварительно разметив, высверлить отверстие в ней, которое визуально даст понять, что канал полностью открыт. Отверстие хорошо видно на фотографии. Кстати, таким образом, решается еще одна задача – согласно действующим требованиям безопасности, для исключения отравления угарным газом в задвижках дымоходов, должно быть предусмотрено отверстие определенного сечения, которое в состоянии поставки фурнитуры заводом отсутствует. Часто печники просто срезают небольшой угол в конце язычка задвижки и поступают совершенно правильно, но при этом не решают задачу, решение которой я предложил выше.

Читать еще:  Утеплитель для наружных стен кирпичного дома

Размер же этого отверстия, согласно действующему на данный момент Своду Правил 7.13130.2013, определен в пункте 5.9. как не менее 15 х 15 мм. Форма сечения не оговаривается, хотя понятно из указанных размеров, что это квадрат. Так же очевидно, что не возбраняется его выполнить круглой формы — попросту просверлить язычок. Эквивалентный диаметр, для подбора сверла, вы можете определить самостоятельно, используя элементарные формулы, известные со школьной скамьи.

Дополнительно, можно предложить простой мнемонический приём – вы видите отверстие на задвижке, отверстие это подобие буквы «О» – что значит «Открыто» – дымовой канал трубы полностью открыт. Задвинули задвижку внутрь до упора – канал закрыт, выстуживание печи исключено. Боятся того что печь будет выстывать из-за этого отверстия так же не следует, так как оно слишком мало и когда дымовые газы после окончания протопки еще достаточно горячие, происходит эффект запирания малых отверстий из-за возросшей вязкости нагретых газов. Это известный физический эффект, который также был упомянут одной из ведущих компаний, производителем металлических печей, при обзоре и критике конструкций типа «Булерьян» – вокруг стенок топливника которых выполнены конвективные трубки, призванные служить для более интенсивного теплообмена между стенками печи и окружающим воздухом помещения. Этот режим работы печи был подвергнут сомнению, на основании анализа печных процессов методами численного математического моделирования в специальных программных средах.

Если вам пришлось по вкусу мое предложение по доработке, вы вполне можете осуществить его и самостоятельно, своими руками, так сказать: вынув язычок и просверлив в нём сверлом по металлу отверстие согласно предварительно произведенной разметке. Чугун достаточно легко поддается механической обработке, данное усовершенствование не отнимет у вас много сил и времени. Тем не менее, при желании, где бы вы не находились — хоть в самых удаленных уголках Подмосковья, хоть в центре Новой Москвы, вы можете пригласить печника для выполнения этой и других работ по тюнингу вашей печи.

Читать еще:  Базальтопластиковые связи для кирпичной кладки

P.S. Если вы искали информацию о том, как вставить задвижку в печь – то наилучшим ответом и решением данного вопроса будет обратиться к профессиональному печнику. Если вы все таки испытываете трудности как человек строящий печь самостоятельно или начинающий печник с небольшим опытом, ниже, в последнем абзаце небольшой гайд по установке задвижки поворотного типа — это более сложный вариант, по сравнению с обычной — шиберной (язычковой).

P.P.S. Если вы действительно ищете профессионального печника, то рекомендую ознакомиться вот с этим разделом сайта: кладка печей

Для того, чтобы установить задвижку, лучше всего кирпичи подготовить заранее, разметив их и пропилив необходимые выборки или пазы при необходимости.

На первой фотографии показан первый ряд под установку рамки, необходимые выборки уже сделаны. Их можно выполнить болгаркой либо на станке. Для удобства каждый кирпич пронумерован по принципу « ряд/номер кирпича в ряду» по часовой стрелке. Все фотографии при нажатии открываются и увеличиваются в новом окне:

На следующей фотографии установлена задвижка, видны выпилы и пазы выполненные уже на втором ряду. Естественно все делаем на сухую, без раствора, но учитываем, что швы будут в дальнейшем. Иногда, для имитации швов, удобно использовать кусочки картона, но в нашем случае в этом нет необходимости:

Дальше вы можете видеть третий ряд: рамка уже закрыта, но сама поворотная часть еще выступает и более того, задевает кирпичи над ней, они так же будут подлежать доработке.

И для полноты картины, сразу пятый ряд, так как четвертый не интересен, он зеркально повторяет третий, а на пятом виден шибер в положении “открыто” и выборки в кирпичах, которые позволяют шиберу беспрепятственно вращаться по оси рукоятки. На этом пожалуй все, удачи в реализации идей и задумок!

Или вот более удачный ракурс последней фотографии (так же как все, открывается в новом окне):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector