Как вязать арматуру для свайного фундамента?
Zodchi42.ru

Строительный портал

Как вязать арматуру для свайного фундамента?

Как правильно вязать и гнуть арматуру для фундаментов: технология монтажа

Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.

Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля. Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок. Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.

Три метода обвязки арматурного каркаса

Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:

  1. Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
  2. Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
  3. Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.

Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.

Вязание арматуры своими руками

При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.

Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:

    Один из вариантов вязки каркаса основания с применением крючка. Умельцы иногда используют шуруповерт, как более лёгкий способ вязки прутьев арматуры своими руками.

отрезать кусок проволоки длиной около 30 см. Можно и больше, если ее не жалко, но концы будут мешать (включая лишние отходы);

  • затем сложить проволоку пополам, чтобы увеличить жесткость и прочность;
  • согнуть её по диагонали вокруг арматурного соединения и сделать небольшую петлю;
  • в петлю установить крючок и равномерно, без лишних усилий, крутить по часовой стрелке, пока не станет тяжело оборачивать, или соединение станет достаточно прочным. Главное, не использовать силу, так как проволоку легко порвать и потом придется все начинать сначала;
  • концы проволоки отрезать плоскогубцами и выбросить.
  • В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами. В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента. В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.

    Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.

    Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять. Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.

    Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам

    Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

    1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
    2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
    3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
    4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.

    Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

    1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
    2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
    3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

    Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.

    Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

    Вяжем арматуру своими руками

    В первой части статьи мы рассказали о том, выгодно ли покупать аккумуляторный вязальный пистолет, как сделать самодельный крючок для вязки арматуры, и как её правильно вязать. Продолжаем начатую тему. Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

    • Можно ли связать арматуру пластиковыми стяжками и шуруповёртом.
    • Как рассчитать необходимое количество вязальной проволоки.
    • Как привезти длинную арматуру на участок в обычной ГАЗели.
    • Допускается ли сварка арматуры сварочным инвертором.

    Вязка арматуры при помощи реверсивного крючка, пластиковыми стяжками и шуруповёртом

    Часть пользователей нашего портала предпочитают вязать арматуру с помощью реверсивного крючка.

    Это приспособление в виде длинной рукоятки с крючком на конце, которое надо дёргать на себя.

    Мнения об эффективности такого крючка расходятся. Кто-то считает реверсивный (полуавтоматический) крючок эффективным инструментом. Кто-то относится к нему, как к ненужной игрушке, предпочитая вязать арматуру обычным крючком.

    На мой взгляд, работать с реверсивным крючком очень просто. Дёрнул на себя, проволока и закрутилась. Справится и ребёнок, и женщина.

    Я вяжу арматуру только полуавтоматом. Быстро, качественно и удобно. Обычный крючок меня и не заинтересовал.

    Вот фото рабочего процесса вязки таким крючком.

    А я купил и обычный крючок, и реверсивный. Попробовал оба, и полуавтомат мне совсем не понравился. Всё вязал обычным.

    Мнения разделились. По словам alex_k11, если и выбирать реверсивный крючок, то покупать только правильный — с двухзаходовой проточкой рабочего механизма. На рынке представлены более дешёвые и менее качественные полуавтоматические крючки с однозаходовой винтовой насечкой. Такие крючки дёргает при закручивании, и они рвут проволоку.

    Для наглядности прилагаем фото «правильного» и «неправильного» реверсивного крючка.

    Также реверсивные крючки могут не пережить большого объёма работ. При стачивании рабочей части винтовой насечки крючок начинает дергать. Результат — проволоку рвёт.

    Кроме этого, пользователи портала экспериментировали с использованием шуруповёрта в качестве приспособления для связывания арматуры.

    Мнения по поводу эффективности такого «автомата» тоже разделились.

    Я самостоятельно вязала арматуру при помощи шуруповёрта с шестигранником «четвёркой», вставленным в патрон. Очень понравилось. Удобно, и скорость высокая.

    По мнению пользователя FORUMHOUSE andre777, от «шурика» толка нет. Надо ловить момент затяжки вращения. Чуть увеличил момент — порвал проволоку. Уменьшил — недотянул. Причём, коррективы приходится вносить постоянно, т.к. жесткость проволоки от партии к партии может меняться.

    Постоянно носить шуруповёрт в руках — быстро устаёшь, особенно при больших объёмах и при работе в неудобных местах.

    Лучше простого крючка ещё ничего не придумали.

    Ещё один вариант, ускоряющий и упрощающий монтаж — связывание арматуры пластиковыми стяжками.

    Я вязал пластиковыми хомутами небольшой ленточный фундамент. Работа шла очень быстро.

    По словам ещё одного пользователя FORUMHOUSE Plastilin, он до стяжек перепробовал всё — самодельный крючок из гвоздя, клещи, шуруповёрт. Всё не то, а объём работ предстоял огромный. Подумав, он решил использовать стяжки, и дело пошло.

    Скорость увеличилась раз в 5. Вязал стяжками всё — армопояса, перемычки и т.д. Концы хомутов, где отрезал, а где – нет.

    Совет пользователя — использовать надо только качественные стяжки. У стяжек с истёкшим сроком годности отрывает головки, или они рвутся. Чтобы не купить некондицию, можно приобрести на пробу 1 пачку и пустить её в дело. Если стяжки не рвутся, то закупить большую партию.

    При выборе стяжек/хомутов руководствуемся следующими техническими характеристиками:

    • Стяжки надо брать от 4.7 мм до 5.5 мм. Меньшего размера – очень слабые.
    • Для связывания 1-2 прутков арматуры достаточно стяжки длиной 16 см.
    • Для связывания 2-3 прутков берём стяжку длиной 20 см.

    Чтобы не ошибиться, действуем экспериментальным путём. Покупаем 2-3 пачки стяжек разного размера и вяжем ими арматуру.

    Я думаю, что если не предполагается масштабное строительство, то стяжки — оптимальный выбор. Я сделал на стяжках фундамент ТИСЭ, а у родственника даже при заливке из бетононасоса вся арматура осталась на месте. Мы для чистоты эксперимента даже вставали на каркас, всё выдержало.

    Важно: пластиковые стяжки при низких температурах становятся хрупкими. Если при заливке бетона предполагаются мощные ударные нагрузки (например, заливка фундамента с большой высоты (стены цокольного этажа), большие объёмы и т.д.), то хомуты, из-за меньшей прочности, чем у вязальной проволоки, может разорвать. Поэтому сначала думаем, а потом делаем.

    Большие фундаменты, сложные и ответственные конструкции со множеством узлов надо вязать проволокой. Это надёжнее и дешевле, т.к. в пересчёте на количество узлов вязальная проволока стоит дешевле, чем сотни и тысячи стяжек.

    Читать еще:  Плита под фундаментный блок

    Также помним, что задача стяжек и вязальной проволоки — обеспечение заданной геометрии арматурного каркаса при заливке бетона. В дальнейшем (после застывания раствора) стяжки и проволочные узлы в работе конструкции не участвуют.

    Как рассчитать количество вязальной проволоки

    Помимо вопроса, как и чем вязать арматуру, любой начинающий застройщик думает о том, сколько вязальной проволоки купить.

    Я делаю плитный фундамент размером 12.5х12.5 м. Мне нужно связать арматуру в два ряда 200х200 мм. По периметру и под несущими стенами 100х100 мм. При заказе арматуры мне сказали, что приблизительно на вязку 1 тонны арматуры уходит 12 кг проволоки. Это так?

    Чтобы разобраться в этом вопросе, надо знать исходные данные. Это:

    • Диаметр арматуры, которую надо связать.
    • Длина проволочной петли, которая уходит на один узел.
    • Диаметр проволоки и её вес.
    • Шаг вязки и количество предполагаемых узлов.

    Дело в том, что в 1 тонне арматуры «десятки» находится одно количество хлыстов, а в 1 тонне «двенадцатой» – другое.

    Соответственно: меняется общая длина арматуры и количество вязок при одинаковом шаге. Для усреднённого расчёта берём, что на 1 вязку требуется 250 мм проволоки (проволока сложена вдвое, вяжем арматуру диаметром 10-14 мм).

    Теперь нам надо рассчитать количество вязок и сколько метров находится в 1 килограмме проволоки. Отсюда мы найдём, сколько всего понадобится килограммов проволоки на данное количество вязок арматуры.

    На строительство фундамента я взял арматуру диаметром 12 мм. Проволока используется диаметром 1.2 мм. Проволока продаётся в бухтах по 80 кг или в нарезах длиной по 40 см, весом «снопа» в 5 кг.

    Расчёт ведём следующим образом: проволока диаметром 1.2 мм весит около 9 г на 1 метр. Из 1 кг проволоки примерно получается 440 вязок (по 250 мм на вязку). В 1 тонне «двенадцатой» арматуры около 1100 метров. При вязке с шагом в 20 см получается примерно 2800 узлов, на которые потребуется примерно 6.5 кг проволоки в нарезке по 250 мм.

    Если брать проволоку из расчёта: 40 см длины на 1 вязку, то слишком много проволоки уйдёт в отходы, т.к. на 1 узел, в среднем, требуется от 25 до 30 см.

    Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель

    Мерная арматура самых ходовых марок (диаметром от 10 мм) продаётся в хлыстах длиной по 11.7 м, поэтому для её доставки используется длинномерный автотранспорт. Это не всегда удобно. Грузовику может не хватить места для въезда на узкий участок с крутым поворотом, или застройщику невыгодно заказывать и платить за доставку длинномера, чтобы привести с десяток хлыстов.

    Обычно в таких случаях арматуру режут на хлысты примерно по 6 м. Это неэкономично, а также увеличивает трудоёмкость работ по сращиванию арматурных каркасов при изготовлении фундаментов с длинными сторонами. В связи с этим интересен опыт пользователя портала с ником newman1, который привёз на участок арматуру длиной почти в 12 метров на ГАЗели.

    Моё ноу-хау — я покупаю арматуру и, вместе с помощником, сгибаю хлыст пополам. В результате длина сложенной вдвое арматуры около 5 метров. Мы легко гнули и «десятку», и «двенадцатую». Затем арматура закидывается в кузов ГАЗели с небольшим выпуском за борт (менее 2-х метров), что допускается правилами перевозки грузов.

    Арматуру привозят на участок, где разгибают в длинный хлыст при помощи самодельной кувалды с металлической ручкой, на которой приварена гайка. Резьба на гайке не даёт хлысту провернуться, и арматура гнётся под любым нужным углом. В качестве модификации вместо кувалды можно использовать ломик, на который также приварили гайку.

    Арматуру я вязал проволокой. Думал использовать хомуты, но получается не очень прочно, а при сваривании арматуры меняется структура металла.

    Для сваривания каркасов, сеток и т.д. используется арматура с маркировкой — буква «С» на конце (например, A400C). Самую ходовую марку арматуры (например, маркировка – AIII (A400)) необходимо связывать проволокой, т.к. в месте сварки уменьшается прочность металла.

    В теме форума можно изучить все особенности и нюансы связывания арматуры крючком, аккумуляторным вязальным пистолетом и шуруповёртом. Рекомендуем прочесть статьи про ручную гибку арматуры и самодельные арматурогибы, выбор сварочного инвертора и основы ручной дуговой сварки, а также о секретах холодной ковки. А из видеосюжета вы узнаете обо всех особенностях армирования мелкозаглубленного ленточного фундамента.

    Технология армирования свайного ростверка

    Свайный фундамент — универсальное основание для строительства кирпичных (об армировании кирпичной кладки — читаем отдельно), деревянных, газобетонных (про армирование газобетона — читаем отдельно) и пенобетонных малоэтажных домов в любых грунтовых условиях. Такие основания применяются и для других конструкций (к примеру — заборов, колонн). Прочность и надежность свайного фундамента непосредственно зависит ростверка, о технологии армирования которого мы поговорим в данной статье.

    Вы узнаете, зачем необходимо армирование свайно-ростверкового фундамента, какие материалы для этого используются и как выполняется сам процесс. Будут приведены схемы и чертежи, объясняющие все нюансы армирования монолитного ростверка.

    1 Какие функции выполняет ростверк и зачем нужно его армирование?

    Ростверк представляет собой ленточную конструкцию (о том, как армируют обычный ленточный фундамент — читаем отдельно), соединяющую отдельно стоящие сваи между собой. За счет обвязки опоры получают дополнительную пространственную жесткость и устойчивость к опрокидывающим нагрузкам. Также ростверк выступает в качестве опорной поверхности, на которой возводятся стены здания.

    Читайте также: что такое анкеровка арматуры, и зачем она необходима?

    Существует несколько разновидностей обвязки по материалу изготовления — стальная (из швеллера либо двутавра) деревянная (из бруса) и железобетонная. Именно в случае монтажа монолитного свайного ростверка, который используется при обустройстве домов из тяжелых материалов, необходимо выполнить армирование обвязки.

    Потребность в укреплении монолитного ростверка арматурой обуславливается тем, что бетон как материал имеет высокую устойчивость к сжимающим нагрузкам, но при этом ему свойственно слабое сопротивление к нагрузкам на изгиб и растяжения, которые могут стать причиной его деформации.

    Схема свайно-ростверкового фундамента

    Размещенный внутри монолитного ростверка армокаркас воспринимает на себя вышеуказанные нагрузки, предотвращая риск его разрушения, что значительно увеличивает надежность и долговечность конструкции. Армирование необходимо не только при монтаже свайно-ростверкого фундамента, но и в столбчатом основании, которое имеет схожую конфигурацию.

    Отметим, что армированию подлежат фундаменты, в которых используются сваи двух видов — забивные и буронабивные. Забивные сваи представляют собой конструкции заводского изготовления, которые по завершению монтажа с помощью копровой техники обрезаются специальной гидравлической сваерезкой.

    После обрезки оголяется арматура на торцевой части сваи, которая впоследствии связывается с каркасом монолитного ростверка. При монтаже буронабивных опор их армокаркас делается так, чтоб над бетонным телом сваи находились выступы арматуры высотой 30-40 см.
    к меню ↑

    1.1 Чем и как армировать?

    Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры (верхнего и нижнего), соединенных между собой горизонтальными и вертикальными перемычками.

    Продольные пояса выполняются из прутьев арматуры класса А3 (горячекатаный профиль рифленого типа), диаметр которой составляет 13-16 мм. Использовать стеклопластиковую арматуру можно, что подтверждают отзывы о успешной эксплуатации таких свайно-ростверковых фундаментов на специализированных форумах.

    Соединяющие вертикальные и горизонтальные перемычки могут выполняться в двух вариантах — в виде отдельных прутков приваренной к продольных поясам арматуры (схема демонстрирует конфигурацию). В таком случае необходимо использовать стержни аналогичного типоразмера, что и при обустройстве продольного пояса.

    Чертеж соединения поясов отдельными перемычками

    Также каркас может соединяться перемычками из выгнутой в хомуты прямоугольной формы арматуры (нижеприведенная схема). При таком подходе используются гладкие стержни класса А2 (диаметр 8-10 мм). Гнутые хомуты трудоемки в монтаже, однако они за счет меньшего количества сварных швов они более надежны и долговечны. Стеклопластиковая арматура, не подлежащая гибке, для создания хомутов не применяется.

    Чертеж соединения поясов хомутами

    Согласно положениям СНиП №2.03.01 «Пособие по проектированию и обустройству свайно-ростверковых фундаментов», при монтаже армокаркаса необходимо соблюдать следующий шаг между составляющими элементами:

    • количество стержней в продольных поясах — минимум 4, расстояние между ними — до 10 см;
    • шаг между поперечными перемычками продольного пояса — 20-30 см;
    • шаг между вертикальными соединяющими перемычками — до 40 см;
    • защитный слой бетона — минимум 5 см.

    Защитный слой представляет собой расстояние между крайними контурами армокаркаса и стенками бетонного тела монолитного ростверка. Если защитный слой не будет иметь требуемую толщину возникнет две проблемы — каркас не сможет правильно перераспределять действующие на ростверк нагрузки и арматура будет чрезмерно подвержена коррозии под воздействием влаги, проникающей в микропоры бетона.

    Пластиковая подставка под арматуру

    Чтобы сделать защитный слой по нижней грани ростверка используются специальные пластиковые подставки-грибки, которые поднимают арматуру над опалубкой. Применение в данных целях кусков кирпича не допускается.
    к меню ↑

    1.2 Как рассчитать количество арматуры?

    В качестве примера приводим расчет количества арматуры для монолитного ростверка периметром 8*6 м. Используем условные габариты обвязки 40*40 см. Армокаркас под такую обвязку будет состоять из двух продольных поясов по 3 стержня А3 диаметр 14 мм в каждом (шаг между прутьями 10 см, по 5 см с каждой стороны съедает защитный слой бетона). Пояса соединяются перемычками из арматуры А1 диаметр 11 мм, расположенных с шагом в 20 см.

    Расчет выполняется по следующему алгоритму:

    1. Определяем общую длину прутьев в верхнем продольном поясе. Для этого: а) определяем периметр ростверка: 8+8+6+6 = 30 м; б) делаем расчет длины 3-ех стержней: 3*30 = 90 м; в) рассчитываем длину арматуры А3 на оба пояса: 90*2 = 180 м.
    2. Для соединения прутьев продольного пояса нам потребуются перемычки длиной 30 см, которые будут расположены с шагом 20 см. Выполняем расчет их количество на оба контура ростверка: 2*(30/0.2) = 300 шт, после чего рассчитываем общую длину поперечных перемычек: 300*0,3 = 100 м.
    3. Осталось произвести расчет длины вертикальных перемычек, соединяющих верхний и нижний контуры каркаса между собой. Но поскольку в примере рассчитывается прямоугольный ростверк, их количество и длина будет идентичной поперечным перемычкам. Если же используется ростверк прямоугольной конфигурации, расчет выполняется по указанной в пункте №2 формуле.

    В итоге расчет нам показал, что армирование ростверка требует 180 м арматуры класса А3 и 200 м (100+100) стержней А2 диаметром 11 мм. Также может потребоваться расчет вязальной проволоки, если вы не планируете использовать стыковку сваркой. Выполняется он с учетом того, что на одно соединение уходит около 40 см материала: определяем количество соединений: 4*(30/0,2) = 600 шт; и высчитываем расход материала — 600*0.4 = 240 м.
    к меню ↑

    1.3 Особенности армирования ростверка (видео)

    2 Технология армирования монолитного ростверка

    Амирование ростверка начинается после выполнения всех предыдущих этапов обустройства свайного фундамента — монтажа свай, их обрезки и обустройства опалубки. Вы должны иметь готовую опалубку, внутри которой на высоту, равную сечению обвязки, выступают армокаркасы свай.

    Опалубка и сваи перед началом армирования

    При сборке каркаса арматуру можно вязать между собой с помощью проволоки либо соединять прутья методом сварки. Существенной разницы в способе стыковки нет — нередко утверждают, что сваренный каркас из-за отсутствия эластичности хуже противостоит деформациям, чем соединенная вязкой конструкция, однако в промышленном многоэтажном строительстве каркасы свайно-ростверковых фундаментов всегда свариваются, так что эти опасения беспочвенны. К тому же, сварка более практичный и быстрый в реализации способ.

    Читать еще:  Как поставить опалубку под фундамент?

    Армирование ростверка — пошаговая инструкция:

    1. К выступающей из сваи арматуре на высоте от 5 см от дна опалубки привариваются горизонтальные прутки.
    2. На прутьях с заданным шагом размещается и приваривается арматура нижнего продольного пояса.

    Первый пояс армокаркаса и хомуты

    Усиление углов на верхнем поясе каркаса

    Сборка армокакаркаса на прямых участках ростверка достаточно проста в исполнении. Трудности наступают при армировании углов, которое необходимо дополнительно усиливать, поскольку эта часть каркаса испытывает максимальные нагрузки.

    Схема правильного армирования углов и примыканий ростверка

    Углы и места примыкания внутренних стен обвязки к наружным нельзя армировать перехлестом арматуры. На данных участках необходимо укладывать цельные стержни, выгнутые в Г либо П-образной конфигурации. Схема правильного армирования углов свайного ростверка приведена на изображении.

    Статьи по теме:

    Портал об арматуре » Армирование » Технология армирования свайного ростверка

    Как правильно вязать арматуру для фундамента?

    Армирующий каркас внутри фундамента – это конструкция, которая работает на изгиб и на растяжение. Ведь сам бетон при таких нагрузках покрывается трещинами, а в конце просто раскалывается. Поэтому армокаркас – необходимая и неотъемлемая часть фундаментного основания. При этом соединение прутков между собой должно проводиться не сваркой, а вязанием проволокой.

    Потому что при сварке под действием высокой температуры меняется кристаллическая решетка стали, что приводит к снижению прочности стыка. Поэтому вопрос, как правильно вязать арматуру для фундамента, сегодня стоит актуально для тех, кто своими руками пытается залить основание дома. Рассмотрим все процессы более подробно.

    Используемые виды арматуры

    До начала разбора темы, как правильно вязать арматуру для фундамента, надо разобраться с самой арматурой. Ведь сегодня рынок предлагает две ее разновидности:

    1. Это обычная стальная.
    2. Композитная.

    Использовать обычную стальную все привыкли давно. Но что собой представляет вторая модель, чем она отличается от первой, и лучше ли она.

    Стальная

    Металлическая арматура – это шесть классов, которые друг от друга отличаются процентным содержанием легирующих добавок. И чем последних больше, тем выше класс, тем выше характеристики.

    Сами по себе арматурные стержни – это прутки с гладкой или рифленой поверхностью. Первый класс – гладкий, остальные рифленые.

    Рельефная структура – это увеличение площади сцепления арматуры с бетонным раствором. К тому же выступы выполняют функции сдерживающих бортов, когда арматурная конструкция начинает работать на растяжение.

    Что касается выбора с учетом прочности арматурного прута, то для фундаментов обычно используется материал горячекатаный класса А III диаметром 10 — 18 мм.

    Стержни с более высокими характеристиками и размерами слишком дороги, при этом выполняют те же функции при не самых больших нагрузках. А низшего класса арматура для фундаментов слабовата. Но надо добавить, что в армирующих каркасах даже гладкая арматура используется. Она не является основной, но для перемычек, раскосов, связок и прочих не нагружаемых узлов ее применяют.

    При выборе необходимо обращать внимание на маркировку изделия, особенно на индексы. Вот только два из них:

    1. «С» — это обозначение, что арматуру можно сваривать.
    2. «К» — в сталь были внесены антикоррозийные добавки. Этот тип является самым дорогим, так что в частном домостроении не используется.

    Что касается сварной арматуры, то она также не самый дешевый вариант. Поэтому для частников оптимальный вариант – вязка стальной проволокой. Что касается вопроса, какой проволокой вяжется армирующий каркас, то о ней будет разговор ниже.

    Композитная

    Эта разновидность является материалом относительно новым. В ее основе лежит пластик, куда добавляются наполняющие его компоненты: стекло, углерод, базальт.

    Самой популярной является стеклопластиковая разновидность, потому что она просто дешевле двух других практически при тех же прочностных характеристиках.

    Если говорить о технических характеристиках этого материала, то:

    1. Прочность на растяжение у пластиковой арматуры 1000 МПа, у стальной 390.
    2. Она легче металлической в 3,5 раза.
    3. Сталь коррозирует, пластик нет.
    4. Он не проводит электрический ток.
    5. У него низкая теплопроводность.

    Что касается отрицательных сторон, то:

    1. Металлическая арматура по упругости лучше.
    2. Пластик относится к категории слабо горючих материалов.
    3. При нагреве он размягчается.
    4. Связать арматуру стеклопластиковую можно только хомутами или проволокой, стальная может свариваться.

    Сегодня еще не разработаны четкие рекомендации по технологии использования композитной арматуры, поэтому специалисты рекомендуют применять ее в фундаментах под легкие постройки. Под тяжелые лучше укладывать стальную.

    Проволока

    Для арматурных каркасов необходимо использовать проволоку, выпущенную по ГОСТу 3282-74, где обозначается, что этот материал классифицируется по нескольким позициям.

    1. Способ обработки: необработанная или отожженная.
    2. Точность обработки.
    3. Сопротивление нагрузкам.
    4. С защитным цинковым покрытием или без такового.

    Диаметр изделия варьируется в диапазоне 0,16-10 мм. Она может иметь черный цвет или стальной. Так как нас интересует вязальная проволока, то есть, мягкая с большим циклом изгибания, то лучше выбирать отожженный вариант.

    Кто — то может сказать, что оцинкованная проволока прослужит долго, и с этим никто спорить не будет. Но она дороже обычной, к тому же внутри затвердевшего бетона коррозийные процессы практически не происходят.

    Для вязки армирующего каркаса для фундаментных конструкций используется проволока диаметром 1,2 — 1,4 мм, реже 1,8, если только диаметр арматурных прутьев выбран для каркаса самым большим (18 мм).

    Сегодня на рынке появились бухты вязальной проволоки, которая подрезана по длине 80 — 180 мм, а на концах уже сделаны петли. То есть, это уже готовые отрезки под вязку. В одной бухте 1000 отрезков.

    Ее преимущества и недостатки

    Связка арматуры для фундамента в первую очередь определяется прочностными характеристиками основания. И это основное преимущество армирующего каркаса. Но с учетом вязания проволокой определяются и другие положительные стороны конструкции.

    1. Соединение проволокой сохраняет объемную и линейную форму каркасной конструкции.
    2. При этом место соединение не фиксируется прочно, как это получается со сваркой. Остается место балансированию арматурных стержней между собой, что очень важно при заливке, вибрировании и застывании бетонного раствора. То есть, соединение арматуры дает возможность смещаться на миллиметры в области вязки, принимая идеальное положение при возникающих нагрузках со стороны бетонной смеси.

    Что касается недостатков, то они в основном касаются временных характеристик и трудоемкости самого процесса. То есть, сварить каркас быстрее, чем вязать его проволокой. И разница здесь существенная. Вязка арматурных каркасов фундамента – дело непростое. Здесь требуется знание способов и умение пользоваться специальным инструментом. Хотя, как показывает практика, несколько узлов уже дают необходимый опыт, который уменьшает и сложность вязки, и время, затрачиваемое на ее проведение.используют

    Как вязать?

    Существует несколько вариантов и схем, как вручную можно связать арматуру. По причине жесткости самой проволоки, пальцами вязание не провести. Поэтому для этого процесса были изобретены разные инструменты и приспособления. Вязка проводится крючком (самодельным или заводского исполнения), полуавтоматическим крючком инерционного действия, пистолетами. Мастера даже дрель приспособили для вязки. А в качестве вязального материала используют сегодня металлические скобы, хомуты или проволоку.

    Инструменты

    Обвязка арматурой фундамента требует сборки каркаса в единую конструкцию. Из всех обозначенных инструментов крючок используется давно, поэтому под него в свое время и придумывались схемы вязки. Поэтому в первую очередь рассмотрим, как надо пользоваться этим нехитрым инструментом.

    Крючок

    Сделать крючок для вязки арматуры своими руками – не проблема. Потому что он имеет разную форму изгиба и длину самого стержня.

    Поэтому каждый мастер подгоняет эти параметры точно под себя, под удобство проведения работы. Необходимо добавить, что крючок – инструмент универсальный.

    Им удобно работать и внутри траншеи, подбираясь под самые нижние решетки, и вне котлована. Самое главное – точно следовать схеме вязания. Обычно самодельный инструмент изготавливают из тонкой арматуры, сгибая ее в тисках. В качестве ручки используют пластиковый шланг или трубку, которую после вставления прута нагревают.

    После остывания пластик обволакивает собою стержень, прочно сцепляясь в рифленую поверхность прута. Еще совсем недавно ручки изготавливались из древесины, некоторые мастера обматывали стержень изолентой. Вяжутся проволокой арматурные стержни с помощью крючка путем вращения последнего. При этом концы вращаем крючком по специальной схеме, о которой пойдет речь ниже.

    Приспособление инерционного действия

    Это все тот же крючок, только противоположным концом, вставленным в специальную рукоятку. В ней нарезана винтовая резьба, а внутри расположена пружина, отвечающая за возврат крючка в исходное положение.

    Крюком концы проволоки цепляются, их надо тянуть приспособление от места соединения. Стержень начинает вращаться по спиральным пазам, вращаясь относительно своей оси. Так и происходит скрутка.

    По сути, точно также действует инструмент с патроном. К примеру, шуруповерт. То есть, крючок можно вставить в патрон шуруповерта и включить последний. Вращательное движение создаст скрутку проволоки. Этот способ нередко используют мастера.

    Пистолет

    Этот прибор относится к категории специальных инструментов, потому что предназначается только для одного действия. В конструкцию этого электроинструмента вставляются катушки с проволокой (они сменные).

    То есть, сам прибор выталкивает проволоку, и сам ее вяжет по определенной схеме. Удобно, быстро, качественно, но дорого в плане цены пистолета.

    Единственный его минус – требуется электроэнергия или для прямого подключения, или для подзарядки аккумуляторов.

    Способы и схемы

    Связывать каркас для фундамента вручную непросто, как может показаться на первый взгляд. Дело это трудоемкое, требующее немало времени. Но среди всех схем есть несложные варианты. Вот один из них.

    1. От проволочной бухты отрезается кусок длиною 25 — 30 см.
    2. Он складывается пополам.
    3. Обматывается вокруг места стыка двух стержней.
    4. Крючком захватывается петля, которую надо вращать.
    5. В скрутку через два оборота добавляется один конец проволоки.
    6. Через еще два оборота второй.
    7. Проводится полная скрутка.

    Инструмент для вязки арматуры по этой схеме – крючок – должен вращаться до тех пор, пока обвязка проволокой не станет плотной. Но и перекручивать не стоит, ослабнет сам проволочный материал.

    С помощью одной петли можно скручивать и по другим схемам. То есть, это самый простой вариант. К тому же применение крючков дает возможность отойти от сложных схем, которые применяются чаще всего в крупно — монтажном строительстве. Для частного домостроя подойдут и простые вариант вязки. Конечно, проще будет совсем, если использовать готовые отрезки с двумя петлями на концах. Просто им обматывается место стыка, две петли надеваются на крючок, который начинают вращать.

    Варианты для разных фундаментов

    Проще всего вязать армокаркас для плитного фундамента. По сути, это решетка из продольных и поперечных стержней, расстояние между которыми определяется нагрузками. Чаще это ячейки 20 х 20 или 30 х 30 см. Для такой конструкции используется вязка с одной петлей.

    То же самое можно сказать и о каркасе для ленточного фундамента, потому что его конструкция – это несколько решеток, соединенных поперечными короткими прутками. Но в вязке арматуры ленточного фундамента есть один тонкий момент – это стыковка углов конструкции. Здесь очень важно равномерно распределить точки соединения по всей длине согнутых и сопряженных стержней, которые и создают углы армокаркаса.

    Видео

    Видео про то, как быстро научиться вязать.

    Технологии сооружения конструкции каркаса ростверка ничем не отличается от ленточной. Здесь те же схемы и способы вязки конструкций из арматуры. Что касается каркаса для столбчатого фундамента, то надо учитывать тот момент, что сам каркас в этих сооружениях представляет вертикальную конструкцию с вертикально установленными основными стержнями, которые между собой соединяются прутками меньшего диаметра.

    Это, если каркас имеет прямоугольное сечение. Поэтому здесь проводится точно такая же вязка, как и в плитных или ленточных основаниях. Если сечение круглое, то продольные прутки – это один стержень, свернутый в окружность. Его и привязывают к вертикальным элементам в определенных местах каркаса с учетом шага установки.

    Заключение

    Процесс армирования фундамента сопряжен с несколькими операциями, от которых зависит качество конечного результата. И здесь вязка арматуры играет немаловажную роль. Основные ее способы связаны с несложными схемами, чаще однопетлевыми. Поэтому с этим процессом может справиться любой человек. Просто надо время и немного опыта.

    Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих

    Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

    Способы вязки арматуры

    Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

    1. Вязка проволокой.
    2. Сварка.
    3. Пластиковые хомуты.

    Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

    Преимущества и недостатки соединения сваркой

    Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

    Подобный метод имеет некоторые недостатки:

    1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
    2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
    3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

    Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

    Плюсы и минусы соединения методом вязки

    Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

    1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
    2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
    3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
    4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
    5. Себестоимость работы намного ниже.

    Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

    Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

    Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
    Недостатки, у данного способа следующие:

    1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
    2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
    3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
    4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
    5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

    На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

    Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

    Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

    1. Ручной крючок.
    2. Вязальный пистолет.
    3. Шуруповёрт.
    4. Клещи.


    Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

    Как правильно вязать арматуру крючком?

    Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

    В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

    Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

    Простой узел связки арматуры крючком

    Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

    1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
    2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
    3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
    4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
    5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
    6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

    Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

    «Мёртвый узел»

    Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

    1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
    2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
    3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
    4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
    5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

    Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

    Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

    Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

    Специальный пистолет для вязки

    Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

    Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считаные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

    На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.

    Но и у этого способа есть свои минусы:

    1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
    2. Стоимость.
    3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
    4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

    Использования шуруповёрта с крючком

    Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

    Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

    Вязка арматуры клещами

    Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

    Из минусов следует отметить:

    1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
    2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
    3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

    На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

    Выбор проволоки для вязки арматуры

    Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


    Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

    • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
    • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
    • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

    Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр — 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector